Ввод в эксплуатацию. ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?
Многие собственники домов, квартир и нежилых помещений сталкиваются с необходимостью улучшения характеристик своей недвижимости. Будь то реконструкция, перепланировка или новое строительство. Для легального изменения характеристик недвижимости нужно получать разрешительные документы, разрабатывать архитектурный проект или как минимум обновить техпаспорт. В случае самовольного изменения придется обращаться в суд чтобы узаконить самострой.
В любом случае, если Вы меняете параметры или целевое назначение недвижимости, документы о праве собственности перестают соответствовать действующему законодательству Украины.
Без приведения документов в соответствие к реальным показателям объекта Вы не только не можете в полной мере распоряжаться своей недвижимостью, например продать, обменять, подарить и т.д., но и в отдельных случаях даже пользоваться ею. Незаконная эксплуатация так же как и незаконное строительство влекут за собой обязательное предписание органов архитектурно-строительной контроля с требованием привести документацию в порядок и штрафные санкции. Причем, оплата штрафа, не влечет за собой автоматическое узаконение, как считают многие. Штраф отдельно, а узаконить самострой в судебном порядке придется отдельно. Не факт, что суд придет к выводу об узаконивании самостроя, и при неблагоприятном развитии событий может дойти до сноса или возвращению в первоначальный вид.
Независимо от легальности Вашего строительства нужно ввести объект недвижимости в эксплуатацию (даже самострои право собственности на которое признано по решению суда!)
Ввод в эксплуатацию – это процедура регистрации в архитектурно-строительных органах факта готовности объекта к использованию (эксплуатации). Для подтверждения безопасности и законности использования объекта, нужно подготовить и подать ряд документов. Перечень необходимой документации зависит от категории (класса) самого объекта строительства, процедуры строительства и годов застройки.
Данные для заполнения форм для ввода объекта в эксплуатацию берутся со следующих документов:
- Технический паспорт (техпаспорт делается на любой объект недвижимости: законно или самовольно построенный)
- Проектная документация (если разработка архитектурного проекта проводилась)
- Разрешение на строительство (это может быть декларация, уведомление или разрешение – зависит от года застройки и вида объекта)
- Земельная документация (в том числе извлечения из Государственного земельного кадастра и Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество).
- Прочих документов о согласовании (строительный паспорт, решения местных советов и органов архитектуры).
Процедура ввода объекта в эксплуатации напрямую зависит от его класса (обычно рассчитывается архитектором). В зависимости от процедуры, варьируется пакет документа для ввода в эксплуатацию
Например, чтоб ввести в эксплуатацию частный дом до 300 кв.м., который строился на основании строительного паспорта, нужно сделать технический паспорт и подать заполненную декларацию на регистрацию.
А для того, чтоб ввести в эксплуатацию объект по решению суда (право собственности на который было получено в виде судебного решения), нужно получить справку в местной архитектуре о соответствии места расположения строительным нормам и оформить права на землю.
На момент написания и публикации данной статьи в Украине действует строительная амнистия, которая предусматривает упрощенный порядок ввода в эксплуатацию для определенных объектов, построенных без разрешений. Для ввода в эксплуатацию по амнистии нужно кроме заполненной формы декларации подавать нотариальную копию документов на землю, техпаспорта с отметкой о проведении тех.обследования или отчета о техническом обследовании отдельно.
Для того, чтобы выбрать оптимальную процедуру ввода в эксплуатацию в каждом конкретном случае нужно проанализировать документы, которые уже есть у застройщика, фактические параметры объекта (площадь, этажность, год, материалы, целевое назначение) и разрешительные документы на строительство (если они имеются).
Если вы решили ввести недвижимость в эксплуатацию самостоятельно, то придется ознакомиться с довольно большим объемом законодательства и строительных норм. В некоторых ЦНАПах предоставляются консультации представителями ГАСКа, нормативно-правовые акты и формы бланков можно найти в интернете в свободном доступе. Кроме того, нужно учитывать региональные особенности и позицию местных органов власти в отношении тех или иных строительных работ.
Ввести в эксплуатацию пристройку в г. Полтава, если она построена без разрешительных документов и не подпадает под условия амнистии, будет сложнее, потому как городским советом создана специальная комиссия по самостроям, которая при рассмотрении поданных документов дает заключение для суда.
Реконструкция квартиры в нежилое помещение в г. Кременчуг тоже будет согласовываться в соответствии с Положением, утвержденным городским советом.
Ввод в эксплуатацию частного дома или квартиры в городах с районным делением может быть связан так же с согласованиями в районных советах города, как это происходит в г. Полтава. Например, информацию о соответствии места расположения строительным нормам выдает архитектура районного а не городского совета.
Если бегать по инстанциям и ломать голову над бюрократическими моментами совсем не хочется, можно обратиться за помощью в БТИМ.
БТИ Межрегиональное имеет слаженно работающую команду из юристов, архитекторов и техников, которые ежедневно работают с объектами строительства в Полтаве, Кременчуге, Комсомольске, Лубнах, Глобино и всей Полтавской области в целом. Мы можем не только ввести недвижимость в эксплуатацию, но помочь зарегистрировать право собственности на объект недвижимости.
Сдать постройку в эксплуатацию мы можем под ключ, потому что у нас есть:
- архитектор, который отвечает за проектную документацию
- инженер по технической инвентаризации, который изготавливает технический паспорт
- юрист, сопровождающий всю процедуру в целом
Кроме того, мы работаем с землеустроителями, которые могут получить кадастровый номер на земельный участок, сделать проект отвода земли или техническую документацию.
Опыт работы БТИМ более 7 лет на рынке недвижимости в Украине, а опыт наших сотрудников превышает 20, а у некоторых специалистов 30 лет.
Доверяйте свою недвижимость профессионалам, чтоб потом не пришлось платить дважды, устраняя ошибки оформления и переделывая документацию заново.